А.Белояр (beloyar) wrote,
А.Белояр
beloyar

Categories:

Стиляги (Россия, 2008)

"Фильм о подлецах и негодяях" - так я обозвал эту картину после просмотра. По замыслу авторов, мои симпатии должны были быть на стороне "гонимых", то есть таких замечательных ребят, чью молодость и весёлый нрав прессовало ненавистное государство "скованных одной цепью". Хочу кратко остановиться на главных героях картины, этих милых ребятках. Главный герой – откровенный лох. Первое, что делает его возлюбленная, - выставляет на посмешище перед своей шайкой. Человек пусть наивный, но честный и открытый, признаётся ей в любви, после чего получает подлейший удар. Какой нормальный мужчина стал бы после такого поддерживать отношения с этой стервой высшей пробы? Да никакой. Более того, эта якобы "недотрога", которая отказывала (динамила) всем, открыто говорит лоху, что ребёнок не его. Лох не верит и получает в качестве сына полунегроида, который получился в результате случайной связи его горячо любимой подружки. Такая вот недотрога – никому не дала, а американскому негру - с первого оборота, жалко его стало, "инопланетянина" такого. Я фигею. Жизнь полунегра нам представляется как живая – если с момента рождения на него смотрели как на нелепицу, то вся его судьба будет окрашена комплексами относительно своей непохожести на "расистское" население СССР. Готовый моральный инвалид с отсутствующей национальной самоидентификацией, сейчас уже таких много ходит, пополняя ряды "антифа", ибо они не нужны ни неграм, ни русским. Короче, такой вот "Цирк №2" с Любовью Орловой. Второй высоконравственный экземпляр - неформальный главарь стиляг, сын дипломата, обеспеченных людей, катающийся в папиной шикарной машине. Ведёт двойную жизнь: при родителях он прилежный студент, вне родительского глаза – циничный и самодовольный подлец, говорящий о представителях простого народа – "человек выдавливает из себя по капле жлоба". Если кто не понял, жлобы – это мы с вами, обычные люди, кто честно работает и чья голова не забита насущной проблемой - где бы достать попугайский галстук. Втихаря он таскает у папы перепечаток трактата о любви и рассказывая новопосвящённому о том, какие классификации "тёлок" существуют. Верх неприкрытого цинизма. Женщины, вам приятно было это слушать? Зато когда папаша нашего героя предлагает ему забросить все его увлечения ради карьеры дипломата, тот не задумывается ни секунды. Хорош образец стойкости и верности своим принципам! А потом, уже успешный, привозит из США своему горе-приятелю саксофон. На, мол, с барского плеча – если отовсюду выгнали, так хоть на дуделке поиграешь. Зато единственная мудрая мысль, звучащая в фильме, сказана именно им, прозревшим в США: "Чем свободнее человек, тем он проще одет". Я специально почитал кое-какие материалы после просмотра и вот какое интересное свидетельство я откапал. Говорит музыкант Алексей Козлов: "У стиляг было такое отработанное бессмысленное выражение глаз. Не потому что мы придурки. Просто если бы мы обнажили свой взгляд, если бы смотрели, как мы чувствуем, — все бы увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд можно было поплатиться. Вот мы и придуривались." Поняли, они вас ненавидели, ваших скромных и трудолюбивых дедушек и бабушек, презирали, считали себя "белой костью", "элитой". И это называется "отсутствие идеологии у стиляг". Идеология-то у них была весьма прозрачной. Жалко ли мне таких? Да нисколько. Мало мочили клоунов, недоделанное дело хуже всего, ибо остаются недовольные, кто помнит и отомстит, рано или поздно.

Послевоенные годы. Мир расколот на два враждебных лагеря, начинается длинная эпоха "холодной войны". В такой острейшей ситуации, когда страна оправлялась после тяжелейших людских и промышленных потерь, стиляги действительно выглядели "пятой колонной", шпионами США и Запада. На такие вещи нельзя смотреть вне истории, вне реалий того времени. Тайный диссидент на подпольном чёрном рынке говорит главному герою, что наличие саксофона приравнивается к холодному оружию. И потом нам показывают, как на саксофоне открыто играют в каком-то заведении. Ну не бред? В фильме есть и ещё интересный, знаковый эпизод – приводят американца, который предлагает полному очкарику американские диски. Именно такие очкарики потом променяли тарелку сытного борща на американские фантики. Чем это обернулось и какими жертвами – мы все хорошо помним. Зато "свобода", ага. Сколько русских полегло в борьбе за такую свободу Горбачёва, Яковлева, Шеварнадзе и прочих "стиляг" своего времени – быть может, что история когда-нибудь и посчитает. Хотя надежды уже мало. Нет, я не идеализирую старые времена, но почему-то во время просмотра мне захотелось быть в числе тех комсомольцев, что устраивали облавы. Вот такое у меня "тоталитарное мышление", граждане. Ибо если бы не тот "тоталитаризм", неизвестно где бы мы с вами сейчас были и были ли вообще. Поздние коммунисты (времён заката СССР) были тупыми, чтобы сохранить свой строй им было бы достаточно разукрасить витрины магазинов. И сделать вместо одной "докторской" пять сортов, чтобы глаз радовался. Тогда многих проблем можно было бы избежать. Они не знали психологии народных масс, пользуясь обветшалым классовым учением. А американцы знали, поэтому и победили. В результате мы имеем ломящиеся полки продуктов, но их много не по причине количества, а по причине наличия бедных людей, которые не могут всё это купить, хотя и нуждаются. Поэтому-то государство, имея средства, не спешит поднимать пенсии старикам и зарплаты бюджетникам. Они ведь просто всё скупят, оставив пустые прилавки. А так - иллюзия изобилия.

Аналогии сегодняшнего дня – золотая молодёжь с Рублёвки и прочих окраин, герои глянца, живущие в своём выдуманном мирке, и поплёвывающие на "серую массу", быдло. Дети министров, депутатов, олигархов, сильных мира сего. Самыми приличными, как ни странно, в фильме оказываются те самые люди, которых презрительно звали "жлобами". Именно они приютили блудницу с её негром, именно они, добрые бабушки, признали его своим у дверей родильного дома. В фильме, кроме того, полно нелепиц. Стиляги, как известно, существовали в СССР с середины 40-х годов до конца 50-х. Скорее всего, в фильме показаны времена "оттепели", ибо позволил бы дедушка Сталин им вот так открыто собираться в клубах? Зачем все эти облавы, если их можно было забрать ещё дома? Авторы фильма показывают нам две свободы, одна из которых - свобода получения образования, профессии, уважения общества, карьерного роста против "свободы" носить кок, цветные штаны (три раза "ку") и пиджаки. "Счастье" героя в том, что он остался вне социальной структуры общества, он изгой, на что будет жить – тоже неясно. Дуделкой много не заработаешь, а ведь надо кормить "верную" жену и потомка её блудливых наклонностей. Зато ему нравится, что на него смотрят как на идиота, он "другой". Как просто стать другим, да. Но зрителей это волнует мало. Он свободен, ах как здорово! Более того, перед нами разворачивается глубокая социальная драма главного героя: от народа-то он ушёл, став стилягой, а вот сыном дипломата так и не стал. Зато в конце фильма прыгает как козлик, не понимая всей нелепости и комичности своей ситуации. А-ля фашистские комсомольские сборища под музыку НАУ Бутусова – это вообще тема для нескрываемой улыбки, способная потрясти лишь неокрепшие подростковые души. Гитлера только не хватает на трибуне. Короче, сляпали очередную развесёлую похабщину, выдавая её за некую историческую правду. И ещё один момент – в начале фильма нам сообщают, что он создан при поддержке Министерства культуры РФ. Министерство своё дело знает, нечего сказать. Гадкий и редкостный бред воспалённого воображения клиента Палаты №6.
Tags: История, Наши пациенты, Фильмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →