А.Белояр (beloyar) wrote,
А.Белояр
beloyar

Categories:

Замечательное об актёрах

"Способность актёров обусловлена выработанным развитием таких органических свойств, которые являются одними из самых распространённых не только среди людей, но и между высшими животными, а именно развитием подражательной способности и сменяющимся действием представлений на движения и движений на представления. (…) Превосходный актёр уподобляется ружью с необыкновенно чувствительным курком. Как у этого последнего самоё лёгкое прикосновение к спуску производит выстрел, так и у хорошего актера самое незначительное внешнее впечатление вызывает именно то: душевное настроение, какое он хочет изобразить и какое уже автоматически воплощается в известной внешней форме. Каждому ясно, что подобным качеством может обладать лишь человек, у которого обыкновенно не заняты высшие центры, следовательно, они не производят оригинальной мыслительной работы и потому готовы на все впечатления реагировать соответственными настроениями и представлениями. Где здесь место для гениальности? Рассудочная деятельность наблюдения и сознательного подражания создает лишь второстепенных актеров. Сами же выдающиеся актеры, овладевающие душой зрителя, должны представлять из себя людей со второстепенными умственными способностями, пустым сознанием, и слабой индивидуальностью; центры их должны обладать способностью крайне быстрого перехода к автоматической деятельности. Характерно уже и то, что физическая красота и приятные свойства голоса, следовательно, низшие органические качества служат существенными условиями успеха выдающегося актера. Выдающийся актер обладает психической организацией ребенка и дикаря: задерживающая деятельность сознательных центров не влияет у него на автоматические функции двигательных центров. Воспитание ставит себе целью упражнять эту задерживающую деятельность у культурного человека и достигнуть таким образом ее усиления. Нам внушают, что мы не позволяли своим душевным состояниям проявляться в двигательных импульсах, в крике, в сокращениях личных мышц и жестикуляции. Нам удаётся вполне овладеть автоматической деятельностью центров, до уничтожения всякого проявления нашего душевного состояния в форме, доступной для восприятия чувств, и ни одним внешним знаком не обнаруживать того, что происходит в нашем сознании. Актер, который бы достиг этого воспитательного идеала, не мог бы далее оставаться на сцене. Следовательно, эпитет гения совершенно неверно применяется в музыке - к пианисту, в живописи - к колоратурному художнику и к актеру вообще. Особенное развитие низших центров - каковы центр, заведующий координацией движений, и центр зрительных ощущений — или же интенсивное взаимодействие движений и соответствующих им душевных состояний также мало дают права на гениальность, как, например, особенное развитие мышечной системы или органа зрения. Гениальность обусловливается исключительным развитием высших чисто человеческих центров, деятельность которых проявляется в мышлении и воле. Мышление и воля - вот в конце концов способности, сочетание которых возвышает человека над животным и высокое развитие которых возносит гения над толпой..."

Макс Нордау "В поисках за истиной" ("Парадоксы").

P.S. Для меня раньше являлось удивительным, как это самые известные актёры и прочие творческие персонажи умудряются вольготно жить при любой власти, а уж их способность публично лизать этой власти всяческие места просто поражала. Я раньше объяснял это самим характером работы: не будешь угоден власти, лишишься работы и куска хлеба. Но потом я стал понимать, что в этом вопросе всё гораздо глубже. И вот пришло очередное подтверждение.
Tags: Наша библиотека, Цитаты, Человековедение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments