Толпа, которая организовалась по поводу какого-либо события, называется конвекционной. Концерт, спортивный матч, митинг – это всё примеры толпы такого типа. Конвекционная толпа лёгко переходит в состояние экспрессивной, то есть активно и ритмично выражающей какие-либо эмоции.
Шествия и митинги отличаются от обыкновенной толпы тем, что в последнем случае людей не объединяет общность целей, среди них нет единой организационной и ролевой структуры. Зато в каждом случае имеет место явление взаимного заражения, то есть передачи эмоционального состояния между отдельными индивидуумами. Эмоции могут быть самими разными, начиная от скуки и заканчивая яростью.
Всегда следует помнить, что указанное взаимное заражение эмоциями не является положительным или отрицательным фактором, это явление сопровождает любое массовое мероприятие.
Белее того, как учит нас общественная наука, "… в толпе имеет место такое социально-психологическое явление, как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в эксцессе, не просто соседствуют друг с другом. заражают окружающих и сами заражаются от них. Термин "резонанс" к такому явлению применяется потому, что участники толпы при обмене эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, что происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием. Наступлению эмоционального взрыва способствуют определенные психологические условия поведения личности в толпе." (Р.И.Мокшанцев, А.В.Мокшанцева. Социальная психология. Учебное пособие, 2001г.)
Поэтому не совсем приятные для лицезрения гримасы во время митинга или шествия, а особенно запечатлённые на фотографиях, свойством которых является фиксация мимолётного, а не процесса в динамике, – обычное и характерное явление. Брать такие фотографии и выставлять в качестве аргумента – не совсем честный ход, мягко говоря. Не совсем честный, но зато весьма действенный на уровне эмоций, что позволяет использовать его снова и снова, а особенно в журналистике. Более того, люди, которые активно прибегают к подобным способам, зачастую не осознают естественности тех вещей, о которых я писал выше. Они даже могут думать, что эмоциональные лица академиков на митинге будут чем-то принципиально отличаться от эмоциональных лиц рабочих, ничего подробного. А вот внешний вид участников какого-либо общественного мероприятия действительно может сказать о многом: о возрасте, примерном материальном и социальном положении, месте проведения акции и так далее.